{name}
{description}
{textrow}
Характеристики
{videotitle}
Конструкция металлических гофрированных труб
Трубы для пропускания воды, изготовленные из гофрированного металла, используются при возведении железнодорожных путей и автодорог. Разделяются на две группы:- применяемые в обычных условиях;
- использующиеся в холодных широтах.
Главными отличиями между трубоводами обычного и северного использования является применение:
- разных видов марки стального сплава;
- различных веществ, используемых для защитного покрытия поверхности и изготовления лотка;
- способа конструирования основы.
Трубная конструкция выполняется из металлических листов, промышленного производства. Листы заготовок выгнуты в соответствии требуемого диаметра, каждый из них имеет гофру с высотой 32,5 мм и специальным гребнем на ней, расположенной с шагом в 130 мм между собой. Соединительные размеры листов следующие:
- по окружности 1600 мм;
- вдоль собираемого строения 910 мм.
Соединение листов в звено и в последствии звеньев в сплошную трубу производится внахлест при помощи болтов с диаметром 16 мм под спец. шайбы. Продольный стык, используемый для формирования звена, закрепляется с помощью двух рядов болтового соединения (13 болтов на один стык), элементы крепления располагают в шахматном порядке. Отличительной особенностью данного соединения является размещение болтов второго ряда изнутри (если смотреть от кромки листового элемента). Поперечное соединение готовых звеньев выполняется по окружности при помощи выставления крепежей в один ряд с шагом 200 мм. Предварительно подготавливаются отверстия для болтового соединения:
- продольной стыковки с диаметром – 19 мм;
- поперечного стыка – 21 мм.
- гофра выполняется на основе стальных сплавов 09Г2Д;
- соединительная фурнитура производятся из стали марок 35Х или 38ХА. В некоторых случаях используется сталь марок: 20, 30, 35 и Ст.3.
Большинство готовых трубопроводов используется без специальных оголовков.
Таблица №1
Диаметр трубы, м |
Полезная длина элемента, мм |
|||||
1600 |
2400 (проект) |
|||||
Толщина, мм |
Масса, кг |
Количество элементов на звено |
Толщина, мм |
Масса, кг |
Количество элементов на звено |
|
1 |
1,5 |
23,5 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
2 |
31,2 |
2 |
- |
- |
- |
1,5 |
1,5 |
23,5 |
3 |
1,5 |
34,1 |
2 |
1,5 |
2 |
31,2 |
3 |
2 |
45,5 |
2 |
1,5 |
2,5 |
39 |
3 |
2,5 |
56,8 |
2 |
2 (2,3) |
2 |
31,2 |
4 |
2 |
45,5 |
3 |
2 (2,3) |
2,5 |
39 |
4 |
2,5 |
56,8 |
3 |
3 |
2,5 |
39 |
6 |
2,5 |
56,8 |
4 |
Примечания:
- Для условий критично низких температур северных регионов толщина применяемого элемента должна быть не мене 2,5 мм.
- Чтобы получить гофрированный трубопровод с диаметром 2000 мм необходимо 4 стандартных листа с полезной длиной 1600 мм.
- Для изготовления изделия с диаметром 2300 мм потребуется 3 элемента с полезной длиной 2400 мм. В настоящее время данный вид не освоен для производства на профильных предприятиях РФ.
Чтобы избежать воздействия ржавчины, все используемые элементы: гофра, болты, гайки, шайбы, в процессе изготовления цинкуются (минимальный слой 80 мкм). В процессе внедрения по месту применения дополнительно для защиты от агрессивной среды соединения обрабатываются специальным битумным покрытием. Битум наносится двумя способами:
- снаружи (в нормальных условиях эксплуатации);
- с обеих сторон (для агрессивной среды).
Чтобы обеспечить надежную защиту покрытия от воздействия сил трения в нижней части трубопровода укладываются специальные лотки, изготовленные из бетона или асфальтобетона. Места установки лотков:
- над выемкой гофры (лоток - толщиной до 70 мм);
- над гребнем (лоток - толщиной до 20 мм).
Основываясь на характеристиках грунта в месте для укладки, используют подготовленную подушку из дренирующих сыпучих материалов с размером частицы менее 40-50 мм. Минимальный размер подсыпки 400 мм (необходимые габариты подушки проставляются при составлении монтажного чертежа).
Трубовод может быть установлен на природное основание грунта, если оно соответствует регламентному требованию по составу и размеру частиц. При установке трубной конструкции в тело насыпи, применении укладочной подушки, потребуется в случаях обнаружения крупногабаритных грунтов, размером частиц более 50 мм, либо глины или пылеватого песка.
Для удержания материала применяемой подушки и защиты его от водотока подрусловой воды устраиваются специальные противофильтрационные сооружения (перемычки из глины, цементного раствора, армированного бетона). Устройство данных барьеров прописывается в проектной документации.
Способы установки экранов:
- из жестких материалов с укладкой под концевую секцию;
- из глины и цементного раствора устраиваются под тремя крайними секциями.
- для обсыпки используются материалы, подходящие для строительства подушки, имеющие размер частиц не более 50 мм (песок, щебень, галька, гравий);
- запрещено укладывать пылеватый песок, глинистый грунт;
- требуется устраивать плотность наполнения пустого пространства не менее 95 %.
Требования к высоте возводимой насыпной части:
- для изделий типового исполнения эта величина зависит от размера изделия, габаритов гофры, характеристик грунта - прокладывание по ней автодороги или железнодорожных путей (см. табл. №2). Величина деформативности почвы для типовых материалов определяется модулем деформации, полученным в ходе компрессионных испытаний;
- высота насыпного вала для индивидуальных проектов может быть выше принятого стандарта. Работы при таком задании ведутся с дополнительным контролем ответственного лица. Параметры модуля деформации – от 500 кгс/см2, коэф. грунтового уплотнения – 0,98.
Диаметр трубы, м |
Толщина листа, мм |
Предельная высота насыпи для дороги, м |
|
железной |
автомобильной |
||
1,5 |
1,5 |
6,3 |
|
1,5 |
2 |
5,2 |
6,9 |
1,5 |
2,5 |
6 |
7,5 |
2 (2,3) |
2 |
3,3 |
5,9 |
2 (2,3) |
2,5 |
3,8 |
6,1 |
3 |
2,5 |
- |
6,2 |
Примечание:
Предел значения высоты для насыпного вала указан для модуля деформации более 200 кгс/см².
Для изделий северного назначения габариты применяемых насыпей регулируют нахождение в месте укладки трубовода деформирующихся к неустойчиво замерзшей почвы. В случае возникновения такой ситуации толщину насыпи уменьшают. Дополнительным средством в таких условиях является использование увеличенной ширины подушки основания. Русловая часть водотока усиливается с помощью монолитных железобетонных плит, блоков или выкладкой природного камня (рис. 2).
Для всей протяженности трассы БАМа характерно наличие косогоров и залегание больших участков вечной мерзлоты.Три схемы установки трубовода для перечисленных условий прокладки:
- 1 - практикуется при малых наклонах укладки;
- 2- используется с любым уклоном косогорного рельефа местности, но с малой высотой насыпи;
- 3- рекомендуется для основного применения (для насыпей с железнодорожным полотном избирательно). Ограничение по крутизне косогора менее 1:3. Для приведенного типа строительства используется удлинение края и устройство бермы.
Установка труб в зависимости от категории осадочности вечномерзлых грунтов разрабатываемой поверхности:
- 1 категория – используется стандартная схема строительства, без поправок;
- 2 категория вечной мерзлоты – предполагает стандартную схему при условии постоянной отрицательной температуре поверхности строительства. При условии возможного оттаивания устраивается строительный подъемом, компенсирующий возможность просадки основания;
- для почв с высоким риском просадки 2,3,4 категорий требуется применение индивидуального расчета прокладки, который регламентируется необходимостью применения и наличием средств исполнения проекта.